На кабинах "дальнобойщиков"
часто можно видеть драгфойлеры - обтекатели, снижающие лобовое сопротивление громадной фуры.
Их эффективность на высоких крейсерских скоростях проверена. Однако в продаже все чаще встречаются
обтекатели для малотоннажных грузовиков класса "Газели" или "Бычка". Насколько полезны они? Проверим.
Для испытаний мы взяли "Газель" ГАЗ-3302 с
карбюраторным двигателем ЗМЗ-406 в исправном состоянии, с пробегом 25 тыс. км. На шасси установлен
довольно тяжелый фургон - снаряженная масса автомобиля составила 2750 кг.
Комплекс измерительной аппаратуры, два испытателя и груз увеличили ее до 2950 кг.
Именно в таком виде "Газель" прошла первую фазу измерений. Затем настал черед груза -
из фургона извлекли обтекатель.
Установка обтекателя заняла
полчаса и трудностей не вызвала: верхняя часть притягивается шестью винтами к водосточным желобам,
затем к ней и к кабине крепятся два боковых дефлектора. Кстати, именно из-за боковых
"ушей" мы выбрали этот образец - наиболее полная конфигурация обтекателя обещала самые
лучшие результаты. Теперь опять на динамометрическую дорогу. Первый заезд в "панамке",
другой, третий. Результаты оказались не просто положительными - ошеломляющими!
Один из основных динамических показателей
автомобиля - время разгона до 100 км/ч. Без обтекателя "Газель" разгонялась целую минуту
(точнее, 59,9 с) - оно и понятно: последние километры перед максимальными 105,5 км/ч давались нелегко.
Многие водители "газелей" наверняка скажут, что загоняли стрелку спидометра куда дальше - разочаруем их,
оптимистичный прибор привирает аж на целых 9%. Мы же говорим о точных значениях скорости,
зафиксированных комплексом "Корсис". А что же с обтекателем? Поначалу преимущество едва заметно -
отметка 60 км/ч пройдена лишь на 0,7 с быстрее. Но дальше разрыв начал стремительно нарастать:
80 км/ч достигнуты уже на 3,4 с быстрее, а 100 км/ч - на 14,1 с. Выигрыш составил 23%!
Разгоняясь все быстрее, машина достигла 113,0 км/ч,
повысив свою максимальную скорость на 7%. Отметим, что в обоих случаях она была достигнута на IV передаче.
Чтобы оценить такое увеличение "максималки", отметим, что без улучшения аэродинамики для этого пришлось бы
увеличить мощность двигателя на немалые 22%. Еще один красноречивый показатель - выбег: расстояние,
которое успевает прокатиться автомобиль, пока его скорость падает со 100 до 50 км/ч. В нашем случае
оно увеличилось на 20%.
Точные цифры подтверждаются
субъективными ощущениями: машина добавила в динамике, реже приходится переключать передачи,
энергичнее стали обгоны. Их имитировали упражнением "эластичность" - разгон на IV передаче
от 60 до 100 км/ч. Без обтекателя "Газель" набирала "сотню" за 47,1 с, а с обтекателем
за 33,9 с - улучшение на 28%! Ростом динамических показателей плюсы не ограничиваются.
Следствие хорошей обтекаемости - выигрыш в топливной экономичности.
Расходы топлива замеряли на самой
экономичной V передаче при фиксированных, строго выдерживаемых скоростях в четырех заездах -
по два в каждую сторону, чтобы исключить влияние ветра. При скорости 60 км/ч -
предельном значении для города - расход бензина на 100 км составил 11,1 л в первом
случае и 10,3 л - во втором. Разница - всего 0,8 л или 7%. При 90 км/ч - допустимой
скорости за городом - соответственно 17,6 и 15,9 л/100 км. Расход уменьшился на 2,6 л или 15%.
Скорость 100 км/ч - фактически
предельная для машины без обтекателя на V передаче: педаль газа приходится буквально
втаптывать в пол. Отсюда и расход: 25,4 л/100 км. С обтекателем двигатель насиловать
не приходится, под педалью еще есть запас и расход падает до вполне разумных 17,7 л -
на 7,7 л, а это 30% экономии!
Однако приведенные результаты получены,
что называется, в ходе "академических" упражнений. В реальной поездке машине приходится
разгоняться и тормозить, ползти по запруженным улицам, стоять в пробках. Именно такой
эксплуатационный режим мы и воспроизвели - 300-километровый маршрут.
Сначала прошли его без обтекателя с результатом 14,4 л/100 км,
а затем с обтекателем, израсходовав уже 12,9 л. Разница составила 1,5 л или 10%!
А теперь умножим эти полтора литра
на цену "девяносто второго". Получается, что на протяжении
каждых 100 км экономится более 25 рублей. Обтекатель
окупится менее чем за 20 тыс. км. А дальше каждые 50 тыс. км - примерно столько
проходит в год интенсивно работающая машина - владелец будет сберегать около 750 литров бензина.
ООО "Композит" - материалы и технологии для вашего бизнеса
C уважением, ООО "Композит"
.: Контакты :.
«В Е Л Е С»
производственная компания
Новосибирская область
г.Искитим ул. Советская, 252/9